Что делать при замерзании дизельного топлива?
Дизельное топливо зимой. Как не замерзнуть в дороге?
Дата публикации 18.11.2024
Время на прочтение 7 мин.
Теги #дизтопливо #антигель #присадки #зимнее ДТ

Что делать при замерзании дизельного топлива?

Дизельное топливо зимой. Как не замерзнуть в дороге?
Дата публикации 18.11.2024
Время на прочтение 7 мин.
Теги #дизтопливо #антигель #присадки #зимнее ДТ
ПОДЕЛИТЬСЯ:
СОДЕРЖАНИЕ:

Вместо вступления. Цена одной ошибки

Эта история произошла во время недавней пандемии коронавируса в небольшом городе в Оренбургской области, где зима всегда приходит неожиданно. В этом городе есть небольшой семейный бизнес — транспортная компания, в которой работает вся семья Трофимовых. Основал компанию уважаемый в городе человек, для которого каждый клиент был особенный, а каждый груз очень важен. Со временем основатель вышел на пенсию и передал бизнес детям и внукам.

Однажды ночью, поздней осенью, когда температура неожиданно упала до рекордно низких значений, Анна, дочь владельцев и одновременно диспетчер компании, получила тревожный звонок. Один из их грузовиков, перевозивший жизненно важные медикаменты и лабораторные реагенты в местную больницу, заглох на полпути. Водитель сообщил, что замерзло топливо. В этот момент Анна почувствовала, как ее бросило в холодный пот. Она знала, что от этой доставки зависит здоровье многих людей. И тут же в легкой панике она начала вспоминать, как ее дед всегда говорил о важности подготовки к зиме, и в этот раз что-то пошло не так.

Вместе с командой родственников Анна отправилась на помощь. Они работали в мороз, согревая топливо и поддерживая водителя. В тот момент у нее в голове крутилась только одна мысль, что их бизнес сейчас — это не просто работа, а способ помочь людям. Благодаря усилиям всей команды, грузовик снова завелся, и медикаменты были доставлены вовремя.

Об этом случае узнали многие, и позже местная администрация объявила благодарность транспортной компании и пообещала помочь с некоторыми рабочими проблемами. В свою очередь Анна запомнила на всю свою жизнь, что ценой всего одной ошибки может быть здоровье и жизнь многих людей.

Что нужно знать и делать, чтобы никогда не попадать в такие ситуации? Об этом и поговорим в этой статье.

Почему замерзает дизельное топливо?

Топливный фильтр с замерзшим ДТ.
Топливный фильтр с замерзшим дизельным топливом.
В последние годы дизельные автомобили становятся всё более популярными благодаря своей экономичности, низкому уровню шума и стабильной работе силовых агрегатов. А дизельное топливо — один из самых распространенных видов горючего для автомобилей и другой техники. Однако при низких температурах оно, в отличие от бензина, может преподнести неприятный сюрприз — замерзнуть. Это происходит потому, что парафиновые углеводороды, содержащиеся в дизельном топливе, начинают кристаллизоваться, образуя мелкие частицы, что приводит к загустению и застыванию топлива, вследствие чего забиваются фильтры и затрудняется работа двигателя.

Вопрос о замерзании топлива становится особенно актуален в зимнее время года и в регионах с холодным климатом. Для автомобилистов и владельцев техники это может привести к серьезным проблемам, таким как отказ двигателя или невозможность запустить автомобиль. Поэтому важно знать, как предотвратить замерзание топлива и что делать, если это все же произошло.

При какой температуре замерзают разные марки ДТ?

В межсезонье особенно важно следить за уровнем качества дизтоплива, так как оно может быть произведено с нарушениями и не соответствовать техническим условиям и стандартам.
Уровень концентрации парафиновых углеводородов, которые являются основным фактором замерзания дизтоплива, определяется месторождением черного золота. Однако, вне зависимости от этого, дизтопливо проходит дополнительную обработку для удаления парафиновых углеводородов. В результате выпускается межсезонное, зимнее и арктическое ДТ. Температура, при которой замерзает дизтопливо, определяет значение температуры, при котором оно полностью затвердевает. Этот процесс проходит через две промежуточные стадии:
так называемая температура помутнения (ТП), около которой топливо теряет прозрачность, становится вязким и густеет, что создаёт проблемы для функционирования топливопроводящей системы;
так называемая ПТФ (предельная температура фильтруемости), около которой в топливе начинают образовываться «парафиновые» хлопья, препятствующие штатному протеканию через фильтрующие устройства.

При ТП автомобиль может потерять мощность, запуск двигателя становится затруднённым, а двигатель может работать шумно до прогрева. При ПТФ мотор может не запуститься и/или заглохнуть. Улучшение ситуации происходит при увеличении значения температуры, при которой возвращается текучесть горючего. И, наконец, около значений температуры, когда ДТ замерзает полностью, существует высокая опасность повреждения топливопроводящей системы, так как оно застывает до твердого состояния.

Различным маркам ДТ соответствуют разные температуры замерзания:
летнее (Л) — -10 °C;
межсезонное (Е) — -15 °C;
зимнее (З) — -35 °C;
арктическое (А) — -65 °C.

Однако рекомендуемая температура использования, как правило, немного больше:
Л — 0 °C и выше;
Е — -10 °C и выше;
З — -20 °C и выше;
А — -50 °C и выше.

Точные значения температуры замерзания обусловлены конкретным местом производства и параметрами сырья, используемого на НПЗ.

Температура оттаивания ДТ зависит от его типа и присадок:
Л — около +1 °C;
Е — около -5 °C;
З — около -10 °C.

В межсезонье особенно важно следить за уровнем качества дизтоплива, так как оно может быть произведено с нарушениями и не соответствовать техническим условиям и стандартам.

Довольно значительная часть автотранспорта не требует строгого соблюдения ТП/ТПФ дизтоплива. Например, грузовики, оборудованные обогревом топливной системы, могут использовать межсезонное дизельное топливо даже при пониженной температуре.

Важно знать ТП и ПТФ дизтоплива, чтобы выбрать подходящую марку и избежать проблем с топливопроводящим оборудованием. Если у вас есть сомнения, обратитесь к опытным специалистам за консультацией здесь >>>

Как избежать замерзания дизельного топлива?

Антигель для ДТ.
Один из видов антигеля.
Рассмотрим меры профилактики по предотвращению замерзания дизтоплива.

1. Первый шаг к предотвращению замерзания топлива и он же основной рецепт — использование качественного зимнего дизтоплива. Зима — это то самое время, когда экономия на качестве продукта практически сразу же может выйти боком и привести к большим проблемам. Поэтому необходимо заранее найти надежных поставщиков нефтепродуктов и позаботиться о том, чтобы вся техника была заправлена надлежащим горючим еще до наступления морозов.

2. Второй способ известен давно и применяется часто, в том числе даже и с зимними марками — применение антигелевых присадок. Эти добавки предотвращают образование кристаллов парафина, которые могут забивать топливную систему, и добавляются в топливный бак перед наступлением холодов.
Антигели могут быть двух типов:
- депрессорные присадки снижают температуру замерзания парафинов;
- размораживающие присадки способствуют растворению уже образовавшихся кристаллов.
Здесь также важно выбирать качественные продукты и следовать рекомендациям производителя по дозировке.

3. Третий не менее важный момент — регулярная проверка и обслуживание техники. В нашем случае необходимо прежде всего проверять исправность топливных систем и фильтров. Выполнение всех технических регламентов и своевременная замена топливных фильтров послужит важным фактором отказоустойчивости техники.

4. Следующий достаточно очевидный способ — использование подогревателей топлива. Встроенные или внешние подогреватели могут поддерживать температуру горючего выше точки замерзания.

5. И последняя мера — правильное хранение топлива в защищенных от холода местах, например, в утепленных резервуарах или помещениях.

Хотя эти методы требуют дополнительных затрат, они значительно снижают риск замерзания и обеспечивают бесперебойную работу двигателя даже в самые сильные морозы.

Что делать, если дизель уже замерз?

Паяльная лампа для подогрева ДТ.
Один из видов паяльной лампы.
Если ваше дизельное топливо все же загустело или замерзло, не стоит отчаиваться. Есть несколько способов разморозить его.

1. Самый очевидный, но не самый простой способ — переместить автомобиль в теплое место, в отапливаемый гараж или на стоянку, а лучше в автосервис. Там топливо оттает, а автослесари проведут техосмотр с возможной заменой топливного фильтра, который часто выходит из строя при замерзании.

2. Самостоятельный разогрев топлива. В зависимости от ситуации можно использовать разные источники тепла: горячую воду, газовые горелки или паяльные лампы, тепловые пушки или другие обогреватели, а также, если необходимо, материалы для теплоизоляции. Этот способ требует особой внимательности и осторожности вследствие использования открытого пламени и пожарной опасности.

3. Если бак наполовину пуст, можно воспользоваться химическими средствами. Для начала необходимо найти зимнее ДТ, желательно прогреть его до комнатной температуры и добавить в него антигель в максимально возможной рекомендуемой производителем дозе. В особо тяжелых случаях лучше использовать не антигель, а размораживатель ДТ. Далее этим подогретым топливом с присадками дозаправить бак, а через несколько минут попробовать завести автомашину.

После размораживания обязательно проверьте состояние топливных фильтров и всей системы подачи топлива. Возможно, потребуется их замена или очистка.

После того как топливо разморожено, важно принять меры для предотвращения повторного замерзания.

1. Добавьте в бак новый антигель. Это поможет стабилизировать топливо и снизить вероятность нового образования кристаллов.

2. Проверьте состояние топливного фильтра и замените его, если это необходимо. Забитый фильтр может снова привести к замерзанию топлива.

3. Используйте в дальнейшем зимнее топливо высокого качества. Низкокачественное топливо содержит больше примесей и легче замерзает.

4. Принимайте меры для защиты топлива от попадания воды. Чем меньше влаги, которая может замерзнуть, тем выше вероятность безотказного функционирования.

Эти простые шаги помогут вам избежать повторения проблемы и обеспечат надежную работу вашего двигателя.

Можно ли ездить на зимнем дизтопливе летом?

Все это делает использование зимнего топлива летом нецелесообразным с экономической точки зрения.
Почему бы не ездить постоянно на зимнем или даже арктическом дизтопливе? Ведь тогда можно избежать проблем, связанных с замерзанием. Однако не всё так однозначно.

Во-первых, это экономически невыгодно. Производство арктического дизельного топлива включает процесс депарафинизации, при котором из состава сырья удаляются высокоплавкие углеводороды. В результате выход арктического топлива снижается примерно вдвое по сравнению с летним топливом, что приводит к значительному повышению его стоимости. Зимнее дизельное топливо также производится более сложным способом и стоит тоже существенно дороже летнего.

Во-вторых, смазывающие свойства зимнего дизельного топлива уступают летнему топливу из-за различий во фракционном составе. Водители часто жалуются на «сухую» зимнюю солярку, что сокращает срок службы дорогостоящей топливной системы двигателя, детали которой смазываются дизтопливом. В связи с этим при переводе на зимнее топливо рекомендуется использовать смазывающие присадки.

В-третьих, цетановое число зимнего ДТ обычно ниже, чем у летнего, что обусловлено особенностями производства. Однако желательно, чтобы цетановое число было выше, так как оно напрямую влияет на холодный запуск дизеля. Для предотвращения длительного и жёсткого запуска двигателя на морозе необходимо использовать цетан-корректоры — присадки, повышающие цетановое число дизельного топлива.

Таким образом, несмотря на высокую стоимость зимнего дизельного топлива, автовладельцы вынуждены дополнительно приобретать присадки для улучшения его свойств. Все это делает использование зимнего топлива летом нецелесообразным с экономической точки зрения.

Немного статистики

Производство дизтоплива в РФ по видам.
Производство дизельного топлива в РФ по видам.
Как известно, в России при подготовке к зиме нельзя рассчитывать на тёплую погоду. Например, средняя температура января в Московском регионе, который далеко не является самым морозным, составляет от -10 °C на западе до -11 °C на востоке.

Самая низкая температура в Московской области зимой 2023–2024 годов была зафиксирована в ночь на 13 января 2024 года. В Клину она составила −32,7 °С (данные компании «Яндекс»).

Производство зимнего ДТ в России за последние 3 года выросло почти на 18% до 11 309 тысяч тонн в 2023 году, что составляет 15,5% от всего объема ДТ (данные компании «ОМТ-Консалт»).

Эти цифры отражают важность этого продукта для нашего климата и рост производства на фоне роста спроса потребителей на более качественные нефтепродукты.

Заключение

Застывание дизтоплива — серьезная проблема, которую можно предотвратить с помощью простых мер. Регулярное использование качественного зимнего горючего и антигелей, установка подогревателей и поддержание всей топливопроводящей системы в хорошем состоянии — ключевые аспекты успешной эксплуатации автомашины в холодный период.

Если же топливо замерзнет, не теряйтесь — следуйте нашим советам, и вы сможете быстро и эффективно решить эту проблему.

Если вы хотели бы приобрести качественное зимнее топливо или если у вас остались какие-то вопросы, то можно обратиться к надежным поставщикам нефтепродуктов здесь >>>
Поделитесь этой полезной информацией с друзьями и знакомыми, и они будут вам благодарны.
ПОДЕЛИТЬСЯ:

Полезные ссылки

РЕЦЕНЗИЯ:
Статья проверена специалистами Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)